Протоиерей Дмитрий Смирнов в передаче

Протоиерей Дмитрий Смирнов в передаче «Калина Красная» на «Радио России»

Эфир радиопрограммы «Калина Красная» от 13 февраля 2005 года.
Вы можете скачать запись интервью [2,33 Mb]


Протоиерей Дмитрий Смирнов

Эфир ведёт Лена Калинина.

— Сегодня у нас в гостях — протоиерей Дмитрий Смирнов, председатель Синодального отдела Русской Православной Церкви по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями, член правления общероссийского Попечительского совета уголовно-исполнительной системы. Здравствуйте, отец Дмитрий!

— Здравствуйте, Лена.

— Отец Дмитрий, вы — один из первых, кто помог движению «Калина Красная» начать свою деятельность. Вы были на первом концерте финалистов «Калины Красной» в 2003 году. Как вы считаете, зачем нужны сегодня такие конкурсы нашей стране?

— Ну, тут целый комплекс причин. Во-первых, сидящий в тюрьме, отчасти благодаря этому конкурсу, может чувствовать себя не одиноким и забытым, а нужным, и ощущать себя человеком, на которого направлено внимание общества, родственников, друзей и так далее. Для человека, которому ограничивают свободу — что само по себе является наказанием, смягчение этой ситуации и участие в этом конкурсе даёт возможность выйти в некое такое душевное пространство, которое смягчает его участь, воздействует благотворно на его сердце, даёт ему перспективу… ну, и плюс ко всему, сама художественно-артистическая сторона этого процесса, как и всякое искусство, должна пробуждать добрые чувства в людях.

— Нам приходит огромное количество писем в поддержку программы. Но есть письма — их, правда, немного, но они есть — когда люди не понимают и осуждают то, что мы делаем, считают, что преступники недостойны нашего сострадания.

— Конечно.. недостойны. Но. Во-первых, не все сидящие в тюрьме — преступники, немало людей, которые осуждены совершенно невинно. Во-вторых, дело не в достоинстве, потому что мы-то сами все, живущие по эту сторону решётки, не Бог весть чего достойны, и сами нарушаем — начиная от правил дорожного движения, ну и так далее, и так далее. Как говорится, от тюрьмы и от сумы не зарекайся. Дело не в достоинстве — дело в милосердии, что человек должен всегда оказывать милосердие другому человеку. И, во-первых, осуждёнными. Если мы крещёные люди, а таковых у нас 84% в стране, то Христос, основатель нашей веры, сказал: «Я в темнице был, и вы посетили меня…». И если не все люди действуют согласно этой заповеди божьей — а это прямой императив, высказанный Иисусом Христом, тогда надо хотя бы не препятствовать тому, что некоторые люди пытаются войти в тюрьму… ну, со своей какой-то деятельностью. В годы советской власти была деятельность и концертная в тюрьме, и так далее, и организация всяких форм самодеятельности в тюрьме — это очень эффективно для того, чтобы сократить рецидив, и так далее. В идеале, тюрьма должна быть не только местом наказания, ограничения свободы человека, его изоляции — но и благотворного воздействия на его душу. То есть — такой школой, большинство людей, когда они справедливо оказались в тюрьме — результат того, что они в детстве, в юности недополучили любви и не встретили человека, которому были нужны, всегда таких людей подбирает мир преступный и переманивает на свою сторону. Поэтому такие проекты, в деталях когда можно обсуждать, может быть, какие-то недостатки, но в самом принципе этот проект весьма благотворен, и нуждается во всей общественной поддержке и всяческой пропаганде.

— Ваши слова особенно актуальны сегодня, в Прощёное воскресенье…

— Ну, может быть, действительно, потому что, ещё раз повторю — от тюрьмы и сумы не зарекайся, и, конечно, даже наказание человека, любого, начиная от ребёнка и кончая человеком, который преступил закон… оно должно быть с любовью, а не со злобой. Тогда человек начинает видеть в себе вину. Если же человек принимает наказание от другого человека с агрессией, он начинает защищаться и начинает вставать в позу обиженного. То есть — не возникает покаяния. Мы должны научиться относиться к заключённому так же, как это было в России, до революции, до пленения нашего народа большевисткой идеологией — как к несчастным, как к людям, которые нуждаются в особенной защите. Конечно, в силу их асоциального поведения, их на время, а некоторых — и пожизненно, нужно изолировать, чтобы это зло не распространялось по земле, но отношение к ним всё равно должно быть добрым. Более того, даже более добрым, чем в обычном обществе — чтобы смягчить их сердца. Те люди, которые находятся на свободе, в этот день должны прийти в храм, потому что в каждом храме, немножко в разное время — либо после утренней службы, либо вечером — совершается так называемый чин прощения, который имеет своё начало в монастырях, где монахи, отходя ко сну, каждый раз испрашивали друг у друга прощения, потому что жили они тесно, одной семьёй, всегда возникают какие-то шероховатости по отношению, и поэтому нуждаются в том, чтобы очистить свою совесть, чтобы никто ни на кого ничего не имел. Ну а тем, кто находится в заключении — тоже, потому что тюрьма — вещь жестокая и жёсткая, и там возникает масса обид. Поэтому можно постараться сделать это — попросить прощения у тех, кого обидел, может быть, не в этот день, а вообще в течение года, может быть, или раньше — тогда это, конечно… Вот если это произойдёт среди наших 777 тысяч, которые находятся в местах заключения, то нравственная, духовная и душевная атмосфера в наших пенитенциарных заведениях в одну секунду может измениться к лучшему, просто на порядок. Поэтому, если нас слышат, то было бы хорошо, чтобы каждый об этом задумался.

— Спасибо вам большое, отец Дмитрий, и, на прощание — чтобы вы хотели пожелать нашим слушателям?

— По возможности, постараться тот период жизни, в котором оказались в заключении, провести с максимальной для себя пользой. Прочесть как можно больше книг, постараться узнать как можно больше о духовной жизни.. Если есть храм или молитвенная комната — постараться к ним приобщиться, прочитать по крайней мере Евангелие. И воспринять эту ситуацию в подлинном смысле этого слова — наказанием. Потому что точный перевод — это значит «урок», «наказ» — чтобы он не прошёл даром, чтобы не пришлось повторять этот урок ещё и ещё, не дай Бог, раз.

Информация обновлена 14 февраля 2005 года.

DVD Калина Красная 2016, Екатеринбург